Офорт против линогравюры: чем отличаются техники печатной графики

Офорт и линогравюра — это две разные технологии создания оттисков, которые часто путают. Обе они относятся к эстампу, то есть к искусству печатной графики. Художник создает печатную форму, с которой потом можно сделать несколько одинаковых изображений. Однако на этом сходство практически заканчивается.
Ключевое различие лежит в самом принципе работы с материалом. Линогравюра — это техника высокой печати. Краска наносится на выступающие части формы. Офорт же относится к глубокой печати, где краска заполняет углубления, а с плоскости удаляется. Это фундаментальное отличие определяет и процесс создания, и конечный вид работы.
Линогравюра — резьба по мягкому материалу
Линогравюра появилась значительно позже офорта. Она подкупает своей прямотой и доступностью материалов. Художник работает со специальными резцами, или штихелями, вырезая изображение на куске линолеума. Все, что вырезано, на оттиске останется белым. А нетронутые участки покроются краской и отпечатаются на бумаге. Техника не требует сложного оборудования или химикатов. Научиться основам можно довольно быстро, и многие посещают мастер класс по линогравюре чтобы получить практические навыки и создать свою первую работу.
Процесс состоит из нескольких этапов:
-
нанесение рисунка на линолеум;
-
вырезание изображения с помощью штихелей разной формы;
-
нанесение краски на готовую форму резиновым валиком;
-
печать оттиска на бумаге вручную или с помощью пресса.
Для линогравюры характерен четкий, иногда даже резкий контур и большие пятна чистого цвета. Она отлично подходит для создания экспрессивных, плакатных изображений.
Офорт — рисунок кислотой на металле
Технология офорта куда сложнее и тоньше. Она позволяет добиться невероятной детализации и мягких переходов тона, почти как в карандашном рисунке. В качестве основы используется металлическая пластина, обычно цинковая или медная. Ее покрывают кислотоупорным лаком, а затем художник процарапывает в этом лаке рисунок офортной иглой. Голую линию металла обнажают там, где должен быть штрих.
Ключевые шаги выглядят так:
-
подготовка и полировка металлической пластины;
-
покрытие доски кислотоупорным лаком и его копчение для контраста;
-
процарапывание рисунка иглой до металла;
-
травление пластины в кислоте, которая проедает углубления в металле;
-
удаление лака и набивка краски в протравленные штрихи.
Пластину помещают в кислоту, которая «травит» металл в местах царапин. Глубина штриха зависит от времени травления. Именно сложный и многоэтапный офорт позволяет добиваться фотографической точности и глубокой проработки светотени, что было недоступно другим техникам гравюры в свое время.
Что выбрать художнику
Выбор между линогравюрой и офортом — это не вопрос «лучше или хуже». Это выбор художественного языка. Линогравюра говорит языком пятна, контраста и силы. Она демократична и не требует мастерской с вытяжкой и сложным оборудованием. Ее результат более предсказуем.
Офорт же — это техника нюансов, тончайшей линии и атмосферы. Он полон случайностей, которые зависят от металла, концентрации кислоты и даже температуры в помещении. Каждый оттиск может немного отличаться, что придает ему уникальность. Работа с металлом и кислотой требует терпения и большого мастерства. Но результат оправдывает усилия, создавая сложные и многогранные произведения.